Как добиться высокой производительности в сложных условиях?
Время на прочтение4 минут
09 февраля 2023 775 прочитали
Те, кто следил за выводом на рынок зерноуборочного комбайна RSM 161, наверняка помнят, как его позиционировали: мощный комбайн для скоростной уборки больших полей. Высокопроизводительное оригинальное МСУ, которое шутя справляется со сложным в обработке ворохом и зерном некондиционной влажности. Наверняка всем интересно узнать, насколько результаты его реальной работы соответствуют обещаниям Ростсельмаш.
ИП Шаповалов А. М. возделывает 6 тыс. га земли в Тацинском районе Ростовской области. Условия страды здесь сложные: полеглые фоны; рельеф сильно изрезан, а урожайность не назовешь слишком высокой. В 2022 году средняя урожайность по району составила 37 ц/га.
И все же это не те цифры и не те условия, которые могли бы «порадовать» мощную машину. Тем не менее хозяйство сменило однобарабанные клавишники на двухбарабанные RSM 161. Причем агрегатируют их с 9-метровыми жатками. Вот что по этому поводу сказал Дмитрий Михайлович Шаповалов, отвечающий за работы на земле: «У нас условия такие, что можно даже на урожайности в 20 ц/га задушить самый высокопроизводительный комбайн. Чтобы на нашей земле получить нормальную урожайность, мы вносим много удобрений. В результате получаем хлебостой высотой в метр. И когда дуют ветра, они свивают культуру в жгуты и прибивают к земле. А нам приходится «сбривать» все это до грунта. То есть высокий срез — это не для нас. А низкий срез — это огромный объем соломы, который комбайну нужно прожевать.
Что касается рельефа, мы умеем работать в этих условиях. Уклоны мы «вырезаем», проходим их отдельно. Перед балками разгружаем бункеры, где-то идем «против шерсти».
Конечно, мы поинтересовались, сколько удается в таких условиях убрать — ведь «танцы» на изрезанном рельефе однозначно ведут к потерям времени. И вот что нам ответил Дмитрий Михайлович: «Если мы работаем с высокостебельной полеглой культурой, которую приходится срезать под корень, то при урожайности до 40 ц/га за световой день комбайн убирает порядка 45 га. Но если мы работаем на нормальном хлебостое, который можно резать не больше 30 см, за день можно убрать 70 га».
При этом Дмитрий Михайлович особо отметил: «Мы не нарушаем скоростные режимы, при урожайности 40 ц/га мы ходим на скорости не выше 4 км/ч. И все успеваем. У нас 3,5 тыс. га под хлеба, и сорта подобраны так, чтобы мы спокойно убрали всю площадь за 20 дней».
Но как влияет такая производительность на потери и чистоту зерна? Ответ на этот вопрос нас даже удивил: «Все потери, чистота зерна зависят от того, что у тебя в голове. Я сам в страду работаю комбайнером, настраиваю свою машину, остальные механизаторы подстраиваются под меня. Если у них возникают вопросы, помогаю. Поэтому потери у нас сведены к минимуму: не более 0,5%».
Учитывая, что нормативы допускают потери до 2%, цифра кажется фантастически малой. Но оснований для сомнений в словах владельца у нас нет.
Чистые пропашные на высокой скорости
Несколько зерноуборочных комбайнов RSM 161 с 7-метровыми жатками работают в хозяйстве ИП Шленчака А. А., земли которого расположены в Куйбышевском районе. Урожайность здесь, согласно среднему показателю по зерновым в 2022 году, — выше 50 ц/га.
О впечатлениях от работы комбайнов нам рассказал главный инженер хозяйства Александр Александрович Шленчак: «Впечатления исключительно положительные. Если говорить о пропашных, в частности о подсолнечнике, после 161-го мы сырье получаем более чистое, практически идеально чистую семечку. Работать по пропашным с этим комбайном тоже проще… мы ничего не меняем [подбарабанье. — Прим. авт.]».
На вопрос о выборе жатки Александр ответил так: «Выбор обусловлен условиями работы. Во-первых, рельеф у нас не идеальный, к тому же есть мелкоконтурные поля. Что касается работы СКРП — только положительные отзывы. Во-вторых, с «семеркой» мы можем везде проехать, нам не приходится постоянно перецеплять, тележки тягать. В-третьих, с 7-метровой жаткойможно развивать большую скорость».
Менее широкая жатка, кажется, «уравновешивается» более высокой в сравнении с предыдущим примером урожайностью. И все же интересно, сколько убирает комбайн с учетом не очень гладкого рельефа и не самой привлекательной контурности полей. Александр Александрович объясняет: «Производительность мы тщательно не отслеживали, могу лишь сказать, что на пшенице урожайностью 50 ц/га RSM 161 ходят со скоростью 7,3–7,6 км/ч… новую машину [ранее. — Прим. авт.], конечно, тестировали. На пшенице урожайностью 52 ц/га комбайн убирал 44–45 га за световой день. То есть зашел в 8 утра, вышел в половине десятого вечера, плюс механизаторы пообедали, поужинали. Таким образом, чистого времени работы — порядка 11,5–12 часов. На пропашных культурах получаем примерно те же цифры».
Думаем, вопрос топливной экономичности актуален для всех, и мы не обошли этот момент стороной. Александр рассказал следующее: «По расходу топлива экономичный: если мы заливаем тонну солярки сегодня утром, дозаправляемся только завтра после обеда. По потерям тоже вопросов нет». Заметим, что ИП Шеленчак А. А. эксплуатирует версию комбайна RSM 161 с двигателем мощностью 360 л. с. Сейчас в продаже модификация с 400-сильным мотором.
~
Вот такие мнения о работе комбайна RSM 161 с двухбарабанным МСУ сложились у владельцев, работающих в разных условиях. Машина прекрасно справляется со сложным фоном; мирится с недостатком места для разгона и вписывается даже в мелкоконтурные поля с непростым рельефом.