Содержание
Думаем, все согласятся, что рентабельность — показатель более объективный, чем прибыль. В целом он рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство (себестоимости):
Рентабельность = Прибыль/Себестоимость ∙ 100%
Пути повышения рентабельности известны:
- рост объемов производства;
- повышение цены;
- производство более востребованной продукции;
- снижение себестоимости продукции.
Рассмотрим, какие способы актуальны для АПК. Спойлер: все!
Конечно, поле или животное — это не станок, который можно загрузить во вторую и третью смену, чтобы увеличить объем выпуска продукции. Тем более что конкуренция внутри страны высока, покупательская способность конечного потребителя низка, а условия экспорта не особо радуют. Но, например, в производстве зерновых и кормов все же можно (и нужно) несколько увеличить урожайность без роста затрат; можно также повысить качество зерна и корма; снизить их потери. Все варианты увеличат прибыль.
Уменьшить себестоимость мы тоже можем:
- увеличиваем производительность без привлечения дополнительных сотрудников;
- сокращаем нецелевое использование семенного материала, СЗР, удобрений;
- снижаем расход ГСМ;
- устраняем простои основного и вспомогательного транспорта.
А теперь — подробности и примеры.
Новые машины рентабельнее старых
Что такое устаревший парк машин и оборудования на практике? Это изношенные двигатели, которые тянут мало, а есть просят много; это постоянные простои, которые невозможно скомпенсировать; это регулярные затраты на ремонт; это затягивание сроков выполнения работ, низкое их качество. Такую технику нужно менять.
Пример из практики. У нас было пять мощных, но старых «шарнирников». В 2016 г. мы заменили их на два трактора Ростсельмаш 2375. Конечно, это высокие начальные затраты, плюс нужно платить за ТО.
Но мы высвободили для других работ трех операторов. На новые тракторы «прицепили» более широкозахватные агрегаты, к примеру, вместо 6-метровых дисковых борон стали использовать 9-метровые. При этом трактор 2375 расходовал на каждый обработанный гектар почти в два раза меньше горючего, чем старый трактор. Таким образом, стоимость почвообработки (без учета отчислений на амортизацию и ТО новых машин и агрегатов) сократилась более чем в два раза. А полученная экономия обеспечила быструю окупаемость инвестиций в технику.
Что касается уборочной техники, при обновлении парка крупным хозяйствам нужно выполнить два обязательных условия.
Первое: крайне желательно, чтоб меньшее количество машин выполняло не просто тот же, а больший объем работ в те же сроки. Это позволит получить не только небольшую экономию на зарплате операторам, но гораздо большую выгоду — на сокращении потерь на корню.
Помним, что начиная с четвертого дня после достижения спелости, к примеру, пшеница роняет за сутки порядка 1–2% урожая. Из-за ослабления связи зерновки выбиваются из колоса при малейшем воздействии, что ведет к потерям за жаткой даже при ее правильной настройке. Причем в обоих случаях теряется самое полное, лучшее зерно.
Второе: предпочтение нужно отдавать не столько более мощным машинам, сколько, в первую очередь, более технологически совершенным. Тогда можно рассчитывать на дополнительный выигрыш.
Бережный обмолот позволяет снизить количество колотого, обрушенного зерна и, соответственно, потери на денежных скидках при продаже (0,1% на каждый процент зерновой примеси). Цифры кажутся не заслуживающими внимания, но на практике выливаются в сотни тысяч рублей.
Если же к машинам и агрегатам претензий в плане производительности нет, пути повышения рентабельности лежат в применении электронных систем.
Повышаем рентабельность с электронными системами
На территории РФ самыми популярными технологиями точного земледелия являются автоуправление движением (курсоуказатели, автопилоты), телеметрия (эффективность использования рабочего времени, расхода ГСМ и т. д.), системы повышения эффективности работы машин. В меньшей степени внедряется дифференцированное внесение удобрений и СЗР, а также, соответственно, картирование полей.
Экономим препараты и повышаем качество обработок
Мы уже много раз рассказывали об эффективности систем автоуправления движением тракторов и комбайнов, в том числе подсчитывали, как быстро окупается система автоуправления. Сейчас коснемся еще одного вида полевых операций — внесения удобрений и СЗР.
Эти два вида работ — это всегда широкозахватные агрегаты и высокие скорости движения машин в поле. И, помимо расходов на ГСМ и зарплаты, здесь очень большая составляющая расходов — стоимость препаратов. Поэтому чем точнее идет техника от прохода к проходу, тем значительнее сокращение необоснованных затрат из-за того, что куда-то не внесли препарат, а куда-то его внесли дважды.
Если препарат внесен дважды, есть несколько вариантов развития событий. Первый — вы не повредили культуру или даже получили прибавку в урожайности. НО! Она всегда неадекватна затратам на этот «перевнесенный» препарат, т. е. прирост не окупает затрат. Второй вариант — вы добились угнетения, а то и гибели культуры, плюс, по сути, потеряли ту сумму денег, которую потратили на препарат и выполнение операции. Если вы где-то не внесли — оставили полоску сорняков или вредителей, и они радостно кинулись заново заселять очищенное поле.
На химобработке и внесении удобрений использование GPS-навигации, систем параллельного вождения, систем автоуправления движением, возможность дифференцированного внесения или хотя бы позиционного отключения секций агрегата позволяют очень серьезно сократить затраты и, соответственно, КРАТНО увеличить рентабельность.
Пример из практики. В начале 2000-х мы начинали работу с навесными разбрасывателями и опрыскивателями с захватом 12 м. Чуть позже появились прицепные опрыскиватели с 18-метровой штангой. Ни «автопилотов», ни даже курсоуказателей не было. И работали мы так.
К каждому трактору с механизатором прилагались два сигнальщика, а на «горбатых» полях — три. И вот они шагали, каждый по своей стороне, — на глаз, по настроению, по самочувствию устанавливая шесты с флагами. Работали в костюмах химзащиты, отбегая подальше при приближении трактора. Но даже при такой организации точность была просто ужасающая, потому что от сигнальщика до сигнальщика механизатор ведет машину практически вслепую. А уж если без сигнальщиков работать приходилось, трактор мог по одному месту и два, и даже три раза пройтись. А где-то вовсе пропустить.
А потом у нас появились опрыскиватели RSM TS-3200 Satellite — с 24-метровой штангой, GPS-навигацией, возможностью отключения секций на обработанных участках.
Мы не только освободили людей от вредной работы, но в РАЗЫ сократили время выполнения операции. Там, где ранее нам нужно было ТРИ ЧЕЛОВЕКА И ДВОЕ СУТОК (не дней!) обрабатывать, с этим агрегатом ОДИН оператор выполнял работу за ОДНУ СМЕНУ. Мы сократили расход удобрений и СЗР как минимум на 20%.
А качество — это земля и небо, океан и капля. Проще всего, конечно, сравнивать на обработке гербицидами. Если со старыми агрегатами мы получали «матрас», то с опрыскивателем, оснащенным GPS и умеющим отключать секции, — красивое чистое и зеленое поле.
Но вот для того, чтобы работать дифференцированно, только систем автоуправления мало. Без адекватных карт полей здесь не обойтись.
Находим точки роста в поле
На поле могут встречаться зоны с неблагоприятными параметрами почвы, которые можно было бы скорректировать. Если знать, где и что не так.
Главный инструмент, без которого не обойтись, чтобы работать точно по целям, — система картирования полей. К примеру, мы уже писали о том, как повысить рентабельность с картой урожайности. Сразу оговоримся: для выявления точек воздействия придется запастись терпением. Ожидать, что все получится само собой, и в поле «вырастет пшеница с кулак, а заодно бананы с ананасами», не стоит. И все же картирование буквально открывает глаза на многие проблемы, которые иначе невозможно ни выявить, ни точно оценить, ни решить.
Повышаем эффективность управления
Часть необходимой информации можно получить с помощью уже упомянутых систем картирования урожайности. Для получения других используют системы телеметрии. Существуют также и программы, позволяющие планировать работы.
Самое удивительное, что любой владелец машин Ростсельмаш может за несколько минут ответить на вопросы про урожайность, количество внесенных удобрений и т. д. Точнее, это могут сделать те, кто использует установленную на тракторах и комбайнах штатную платформу агроменеджмента и контроля операций агромашин, РСМ Агротроник. О возможностях этой платформы мы уже говорили ранее в публикации РСМ Агротроник — «управленческий штаб» сельхозпредприятия.
Пример из практики. Применение системы РСМ Агротроник означает, что ни агроному, ни инженеру, ни руководителю нет нужды выезжать в поля постоянно для контроля процесса. Все данные — перед глазами. Кто работал на этих должностях, тот поймет, сколько времени, сил и ресурсов экономит только эта возможность. А насколько проще подбивать итог к концу года, имея все данные, не понять, пока не попробуешь. Многое упрощается, полнота контроля увеличивается. Да и планировать следующий сезон в разы проще и быстрее.
Сейчас, если парк техники отвечает современным запросам «механической» производительности, увеличить эффективность работы помогают только электронные системы. При этом любой, даже очень локальный инструмент создан именно с расчетом на повышение рентабельности предприятия-владельца.